Юбилей
Обзоры
В обзоре представлены современные сведения о васкулитах, даны классификации поражения сосудов, охарактеризованы особенности сосудистой дисфункции при инфекционной патологии, описаны основные патогенетические механизмы их развития, обосновано дифференцированное назначение сосудистых препаратов в комплексной патогенетической терапии инфекционных заболеваний.
Оригинальные исследования
В данном исследовании проанализированы результаты обследования детей с ВИЧ-инфекцией при перинатальном пути инфицирования. Обследовано 550 детей от рождения до 10 лет. Изучен неврологический статус пациентов, данные иммунологического и вирусологического обследования плазмы и ликвора. Проведена нейровизуализация и психометрическое тестирование. Показано, что поражение нервной системы является патогномоничным проявлением ВИЧ-инфекции в детском возрасте. ВИЧ-индуцированное поражение центральной и периферической нервной системы представлено, прежде всего, специфическим ВИЧ-энцефалитом с острым и подострым течением. Выявлены клинико-иммунологические корреляции на различных стадиях инфекционного процесса, проанализировано влияние антиретровирусной терапии на динамику неврологических нарушений.
При обследовании 198 здоровых привитых детей из учреждений закрытого типа было выделено 37 вакцинных полиовирусов. Частота выделения полиовирусов в тех домах ребенка, где в числе прочих находились дети, рождённые от ВИЧ-инфицированных матерей, была достоверно выше, чем в других учреждениях. В этих домах ребенка отмечена наиболее длительная экскреция полиовирусов после вакцинации. Анализ профилей RFLP показал, что 41% изученных штаммов являлись межтиповыми рекомбинантами. По результатам секвенирования 29% штаммов имели небольшое число нуклеотидных замен на участке VP3-VP1 вирусного генома. Установлена корреляция между динамикой экскреции полиовирусов после вакцинации ОПВ и динамикой формирования рекомбинантных штаммов полиовирусов. На отдаленных сроках после получения ОПВ все выделенные у детей штаммы представляли собой межтиповые рекомбинанты.
Анализируя диагностическую значимость клинических и электрокардиографических методов диагностики повреждений сердца при инфекционных заболеваниях, следует подчеркнуть, что полученная с их помощью информация является эталоном для оценки не только функционального состояния миокарда этих больных. Важно, что по данным клинических проявлений и электрокардиограммы у инфекционных больных можно выявить миокардидистрофию, миокардит, а также всевозможные нарушения ритма, инфаркт миокарда и пр. В основе нарушений кровообращения лежит один общий фактор поражения центральной нервной системы (головного мозга) как наиболее чувствительной к действию инфекционного токсина. Это, в свою очередь, приводит к нарушению функций вегетативной нервной системы, так как последняя находится под регулирующим влиянием коры головного мозга. На основании клинического опыта выявлено, что примерно у 15–20% всех инфекционных больных в периоде ранней реконвалесценции и особенно поздней реконвалесценции появляются различные функциональные изменения сердечно-сосудистой системы, которые в разгар болезни не выявлялись. К таким изменениям относятся: безболевая ишемия миокарда, миокардидистрофия, синдром слабости синусового узла, экстрасистолическая аритмия, синдром ранней реполяризации, гиперфункция правого предсердия, неполная блокада правой ножки пучка Гиса и др.
Инвазивный кандидоз (ИК) занимает третье – четвертое место среди причин сепсиса в отделениях реанимации и интенсивной терапии (ОРИТ). Авторы впервые в российских экономических условиях при помощи методов математического моделирования провели клинико-экономическое исследование лечения ИК. В модель включали находящихся в ОРИТ пациентов без нейтропении, получивших первичную профилактику азольными антимикотиками и/или при высокой (≥ 20%) частоте резистентных к флуконазолу Candida spp. по данным национальных или локальных исследований. В качестве стартовой модели терапии ИК изучали применение каспофунгина или амфотерицина В. При неэффективности стартового лечения ИК амфотерицином В анализировали применение каспофунгина или липидного комплекса амфотерицина В. При неэффективности стартового лечения ИК каспофунгином анализировали применение липидного комплекса амфотерицина В. Были также проведены альтернативный сценарий и односторонний анализ чувствительности. В результате было показано, что в современных российских условиях с учетом высокого уровня резистентности in vitro Candida spp. к флуконазолу наиболее целесообразной является стратегия стартового применения амфотерицина В с последующим использованием каспофунгина в случае неэффективности стартовой терапии амфотерицином В или выраженных нежелательных явлений.
Уточнены патохимические особенности невропатии лицевого нерва. Показана гетерогенность патохимической картины невропатии лицевого нерва в зависимости от степени тяжести заболевания, интенсивности процессов СРО в остром периоде НЛН и от гормонального статуса ребенка. Выявлены достоверные различия динамики процессов свободно-радикального окисления и гормонального статуса в крови при средне-тяжелом и тяжелом течении НЛН. Показаны регуляторные эффекты кортизола и соматотропного гормона и отмечено выключение из регуляции метаболизма при НЛН средней тяжести гормонов тиреоидной группы, выявлено регулирующее влияние ФСГ и ЛГ. Выявлена достоверная корреляция характеристик СРО и уровней кортизола, СТГ, концентраций ФСГ и ЛГ.
Проанализированы недостатки существующей терапии больных с хроническим мочеполовым трихомониазом. Причиной неэффективности лечения может быть низкая концентрация антитрихомонадных средств в очагах хронического воспаления из-за нарушений микроциркуляции и развития рубцовых изменений в мочеполовых органах. Трудности достижения подавляющей концентрации химиопрепаратов в пораженных тканях объясняются закономерностями их фармакокинетики и отсутствием эффективных способов их направленного транспорта. С целью санации трихомонадной инвазии путем создания в воспалительных очагах мочеполового тракта максимально эффективной концентрации химиопрепаратов мы использовали способ направленного транспорта метронидазола в аутолейкоцитах, предварительно активированных излучением гелийнеонового лазера у пациентов с мочеполовым трихомониазом. Введение химиопрепарата в организм больного проводили по варианту лекарственного плазма-лейкоцитофереза. Полученные данные сравнительной оценки эффективности традиционного и разработанного способов лечения свидетельствовали о том, что лекарственный плазма-лейкоцитоферез сокращал в 2 раза сроки нормализации основных клинических проявлений заболевания. За счет направленного транспорта метронидазола в очаги воспаления достигалась более высокая антипротозойная эффективность терапии, чем при использовании традиционного лечения. Санация очагов инвазии наблюдалась сразу же после завершения применения данного способа терапии. Высокая антипротозойная эффективность имела место и в отдаленном периоде наблюдения за пациентами.
Дискуссионные статьи
Современным стандартом лечения хронического гепатита С (ХГС) является комбинация пегилированного ИФН-α (Пег-ИФН-α) и рибавирина [1–3], в том числе в Российской Федерации [4], обеспечивающая формирование стойкого вирусологического ответа (СВО) у 42–48% больных ХГС при инфицировании 1 генотипом HCV [5, 6]. Для определения наиболее эффективной ПВТ в этой категории больных было предпринято исследование IDEAL (Individualized Dosing Efficacy vs. flat dosing to Assess optimaL pegylated interferon therapy) – рандомизированное, в параллельных группах, мультицентровое клиническое исследование IIIb фазы по оценке эффективности и безопасности комбинации Пег-ИФН-α2b в двух дозировках (1,5 и 1,0 мкг/кг/нед) с рибавирином, назначаемом по массе тела (800–1400 мг/сут) в сравнении с Пег-ИФН-α2а 180 мкг/нед в комбинации с рибавирином 1000–1200 мг/сут у больных ХГС, инфицированных HCV 1 генотипа.
Заметки из практики
В представленном наблюдении описывается неблагоприятный вариант течения сезонного гриппа у молодого мужчины, приведший к летальному исходу через 38 часов от момента начала заболевания. Характер установленных полиорганных патоморфологических изменений свидетельствует об ограниченных возможностях оказания специализированной медицинской помощи больным с гипертоксической формой гриппа в фазе уже развившегося заболевания.