Лекции
В обзоре подчеркивается роль кишечной микрофлоры в развитии атеросклероза, ишемической болезни сердца, избыточного веса /ожирения и сахарного диабета. Хорошо известно, что потребление продуктов, богатых насыщенными жирами и холестерином (мяса, яичного желтка и молочных продуктов с высоким содержанием жира), связано с повышенным риском сердечно-сосудистых заболеваний. Новые исследования показывают, что атерогенные свойства этих продуктов также обусловлены высоким содержанием L-карнитина и его структурного аналога холина, которые после поступления в организм метаболизируются кишечными бактериями до триметиламина (TMA), а затем преобразуются в печени до триметиламин-N-оксида (ТМАО), обладающего прямым атерогенным действием. Оказалось, что повышенный уровень ТМАО увеличивает риск развития инфаркта миокарда, инсульта, сердечной недостаточности и смерти, в том числе от общих причин. В центре мирового внимания также находится вопрос о роли дисбаланса кишечной микробиоты в развитии инсулинорезистентности, эндотелиальной дисфункции, нарастании адгезивных свойств макрофагов, появлении дислипидемии, повышении артериального давления, увеличении веса. Внимание врачей акцентируется на том, что для предотвращения кардиометаболических заболеваний, помимо реализации уже хорошо известных и общепринятых профилактических мероприятий, крайне важно поддержание нормального баланса микробиоты кишечника.
Оригинальные исследования
В работе обобщаются как результаты многолетних исследований автора и его сотрудников, так и представления, имеющиеся в литературе. Разбираются принципы классификации внутриутробных инфекций (ВУИ), подходы к их лабораторной и морфологической диагностике. Приводятся оригинальные схемы различных вариантов инфицирования. Даётся характеристика как наиболее известных, так и менее изученных этиологических форм ВУИ. Значительное внимание уделяется и разным клиническим последствиям внутриутробного инфицирования: от преждевременных родов с внутриутробной гибелью плода до рождения внешне здорового ребенка с латентно протекающей инфекцией, которая может через длительное время оказать неблагоприятное влияние на течение различных патологических процессов. Сформулированы вопросы, требующие дальнейшего комплексного изучения.
С целью изучения клинико-лабораторной и вирусологической характеристики хронической HCV- инфекции в зависимости от полиморфизмов гена ИЛ-28В было обследовано 104 больных. У 70 пациентов (50 – с генотипом 1 и 20 – с генотипами 2 и 3), получавших пегилированный интерферон-α2a (ПИФН) и рибавирин (РБВ), оценивалась частота устойчивого вирусологического ответа (УВО). По результатам проведенного исследования было установлено, что у больных ХГС отмечалась достаточно высокая частота регистрации «благоприятных» в прогностическом плане однонуклеотидных полиморфизмов (ОНП) rs12979860 СС (23,1%) и rs8099917 ТТ гена ИЛ-28В (50,9%). На фоне противовирусной терапии ПИФН и РБВ частота формирования УВО у пациентов с ХГС (генотип 1) и ОНП СС по rs12979860 (82,4%) статистически значимо превышала эффективность лечения больных без данного полиморфизма (45,5%). При хронической HCV- инфекции (генотипы 2 и 3) УВО достоверно чаще наблюдался у пациентов, имеющих как полиморфизм гена IL28B СС rs12979860, так и ТТ по rs8099917 (88,8%).
Цель: изучить психовегетативный статус и количественное содержание серотонина в тромбоцитах крови у пациентов после перенесенных иксодовых клещевых боррелиозов, оценить клиническую эффективность препарата адамантилфениламина при лечении постинфекционной астении.
Материалы и методы: проведено диспансерное наблюдение и обследование 118 реконвалесцентов боррелиозов после курса стационарного лечения. Всех пациентов обследовали с использованием психовегетативных тестов. У 45 больных определяли концентрацию серотонина тромбоцитов крови методом иммуноферментного анализа. Для лечения постинфекционной астении 36 реконвалесцентов получили адамантилбромфениламин в дозе 100 мг в течение 25 дней. Группе сравнения, состоящей из 37 человек, перенесших боррелиозы, данный препарат не назначали.
Результаты: при проведении тестирования у реконвалесцентов отмечено достоверное изменение показателей эмоционально-личностных нарушений. Исследование количественного содержания серотонина тромбоцитов крови у больных в период реконвалесценции выявило достоверное снижение данного показателя относительно контрольных значений. Изучение корреляционных связей между показателями, полученными при тестировании психоэмоциональных параметров и уровнем серотонина тромбоцитов, продемонстрировало отрицательную корреляцию между серотоином и показателем реактивной тревоги (R=-0,81, р<0,05). Для коррекции этих нарушений у реконвалесцентов с выраженной постинфекционной астенией проведено лечение адамантилфениламином. Установлена клиническая эффективность адамантилбромфениламина, проявляющаяся антиастеническим, анксиолитическим, вегетостабилизирующим свойствами, которые способствуют улучшению показателей качества жизни.
Заключение:исследование нейротрансмиттера серотонина у пациентов в периоде реконвалесценции боррелиозов позволяет оценить возможную степень потенциального повреждения нервной ткани при воспалительном процессе и вовлеченность ее в формирование тревожно-депрессивных проявлений. Адамантилбромфениламин может быть рекомендован в реабилитационной период пациентам, перенесшим боррелиозы, с остаточными явлениями в виде постинфекционной астении.
В работе представлена клинико-эпидемиологическая характеристика инфекционных поражений центральной нервной системы у пациентов с заболеванием, вызванным вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ). Под наблюдением находилось 100 больных на различных стадиях ВИЧ-инфекции. Методом простой рандомизации была сформирована изучаемая группа, в которую вошли 55 больных в возрасте от 25 до 47 лет (средний возраст составил 32,4±0,81), мужчин – 38 (69%), женщин – 17 (31%). Неврологическая симптоматика при оппортунистических инфекциях у больных на стадии ВИЧ-инфекции IVB и IVБ была выявлена у 40% больных. Основной причиной тяжелой неврологической патологии у больных на поздних стадиях ВИЧ-инфекции являлся церебральный токсоплазмоз (58,2%), криптококковые менингиты (14,5%), туберкулезный менингоэнцефалит (11%) как проявление гематогенно-диссеминированного туберкулеза с поражением легких, цитомегаловирусный мелкоочаговый энцефалит (3,6%). Поражение ЦНС ожидаемо при низком иммунном статусе (CD4 менее 200 клеток в 1 мкл). Этиологическая верификация поражения головного мозга определяет необходимость применения современных молекулярно-биологических методов диагностики. Определение в ликворе ДНКM. tuberculosis, Cr. neoformans, T. gondii, ЦМВ (с обязательной количественной характеристикой) является не только специфическим, но и наиболее чувствительным маркером соответствующей патологии ЦНС.
Цель работы – разработка модели прогноза тяжести течения трихинеллеза у больных в остром периоде заболевания на основании минимального, но достаточного числа наиболее простых и всегда исследуемых симптомов и синдромов, не требующих высокой квалификации врачебного персонала и высокотехнологичных инструментальных методов исследования. На основании изучения 106 историй болезни пациентов с рихинеллезом предложена математическая дискриминантная модель, основанная на некоторых ранних клинико-лабораторных признаках (температура тела, наличие отеков лица, боль при движении языка, эозинофилия и признаки развития миокардита), которая обладает достаточно высокой информационной способностью (86,8%) и является статистически значимой (p<0,001) для прогнозирования тяжести течения трихинеллеза.
Цель: изучение частоты обнаружения и определение спектра серотипов неполиомиелитных энтеровирусов, изолированных у детей, постоянно проживающих в Северо-Западном регионе России, и у детей из семей мигрантов, прибывших с неблагополучных территорий.
Материалы и методы: исследовано 832 пробы фекалий от детей с острым вялым параличом и 1153 пробы от здоровых детей из организованных коллективов и из семей мигрантов. Выделение и идентификацию неполиомиелитных энтеровирусов проводили в соответствии с рекомендациями ВОЗ.
Результаты: неполиомиелитные энтеровирусы разных серотипов были детектированы у детей из всех трех категорий. Процент обнаружения энтеровирусов у детей из организованных коллективов и из семей мигрантов достоверно превышал таковой у больных острыми вялыми параличами. У детей, проживающих на Северо-Западе России, были детектированы энтеровирусы ECHO 6, которые отсутствовали у детей, прибывших в Северо-Западный регион России. Энтеровирусы ECHO 30 были выявлены у детей резидентов значительно чаще, чем у детей из семей мигрантов. У детей из семей мигрантов были обнаружены энтеровирусы серотипов, ранее не циркулировавших в Северо-Западном регионе России. Это энтеровирусы Коксаки А 13, 17, 24 и энтеровирус 99, относящиеся к виду С, а также энтеровирусы 75 и 120 (виды B и A).
Заключение: показаны различия в спектре серотипов энтеровирусов у детей, постоянно проживающих в Северо-Западном регионе России, и у детей, прибывших в этот регион из неблагополучных территорий. Полученные данные будут способствовать расширению знаний о циркуляции неполиомиелитных энтеровирусов среди различных групп населения в разные временные периоды на разных территориях.
Цель: оценить течение ОКИ у больных с сопутствующей геликобактерной инфекцией.
Материалы и методы: обследованы 98 больных острыми кишечными инфекциями на наличие геликобактерной инфекции. Оценены клинико-лабораторные показатели у пациентов 2 групп: основной – 41 больной с подтвержденной инфицированностью H. pylori (выявлены специфические IgG в сыворотке крови и H. pylori в кале методом ПЦР) и контрольной – 41 пациент без лабораторных маркеров геликобактерной инфекции.
Результаты: при поступлении у пациентов с сопутствующей геликобактерной инфекцией выявлены высокие значения лейкоцитоза – 10,7±2,5×109/л и 8,6±2,6×109/л соответственно, р<0,05, и СОЭ – 16,2±8,7 мм/ч, 11,2±7,8 мм/ч соответственно, p<0,05. У пациентов основной группы регистрировали большую частоту стула и рвоты, чем у больных контрольной группы (9,4±5,3 и 6,7±3,6 раз в день, р<0,05; 4,8±3,4 и 1,0±1,4 раз в день, р<0,05 соответственно). При анализе клинического течения ОКИ установлено, что у больных контрольной группы нормализацию стула фиксировали достоверно раньше,чем у больных основной группы (3,0±0,7 день заболевания и 4,4±1,4 день заболевания соответственно, при р<0,05).
Заключение: у больных ОКИ с сопутствующим геликобактериозом отмечается более выраженные клинико-лабораторные проявления заболевания по сравнению с пациентами контрольной группы. Клиническое улучшение у них наступало в более поздние сроки.
Цель: дать характеристику состояния астроцитарной глии в белом веществе головного мозга у недоношенных и доношенных детей при инфекционной патологии.
Материалы и методы: исследование перивентрикулярного белого вещества головного мозга было выполнено на материале от 56 умерших детей, из них 35 родилось недоношенными (24–36 недель гестации). Различные инфекционные заболевания были диагностированы у 25 детей, у остальных детей в клинической картине преобладали гипоксически-ишемические повреждения головного мозга. В качестве иммуногистохимического маркера реактивных астроцитов использовали антитела к глиальному кислому белку астроцитов. Выраженность реактивных изменений астроцитов оценивали по разработанной морфометрической шкале в зависимости от показателя среднего процента экспрессии маркера в цитоплазме астроцитов в переднем и заднем рогах боковых желудочков от общей площади исследованных участков: степень 0 – до 1,4%, I степень – 1,5– 6%, II степень – 6,1–15%, III степень – свыше 15,1%.
Результаты: сравнение иммуноморфометрических показателей белого вещества не выявило значимых различий в группах с инфекциями и гипоксическими состояниями. У детей, родившихся на 24–33-й неделях гестации, в 54,84% случаев определяются слабые реактивные изменения астроглии, тогда как у детей, родившихся после 34-й недели гестации, чаще наблюдаются умеренная и выраженная степени (в совокупности 69,6%), что обусловлено созреванием астроцитов. Выраженные реактивные изменения астроцитов в 64,3% случаев сопровождаются развитием некротических очагов в перивентрикулярной области белого вещества, по нашим данным, в результате прогрессирующих дегенеративных изменений в астроцитах наиболее чувствительных к инфекционной патологии или гипоксии-ишемии. Остальные случаи относятся к тяжелому телэнцефальному глиозу, возможно, часть из них имеют недиагностированные очаги некрозов за пределами изучаемых нами участков мозга.
Заключение: морфометрическое исследование белого вещества перивентрикулярной области головного мозга с использованием маркера астроцитов позволяет оценить их реактивные изменения и провести дифференциальную диагностику основных форм поражений нервной ткани.
Цель: определение этиологической структуры ВУИ в Санкт-Петербурге у больных детей, беременных и рожденных ими детей с использованием различных вирусологических методик.
Материалы и методы: сыворотки крови 164 детей в возрасте от 1 месяца до 14 лет с диагнозом «внутриутробная инфекция». Сыворотки крови от 80 беременных женщин (в каждом триместре, всего – 240 образцов) и 42 родившихся у них детей (в возрасте 1–2 и 4–6 месяцев, всего – 84 образца). Во всех образцах методом ИФА определяли иммуноглобулины класса M и G (IgМ и IgG) к герпесу 1-го типа, цитомегаловирусной (ЦМВ), токсоплазменной, микоплазменной и хламидийной инфекциям, краснухе, вирусу Эпштейна – Барр (ВЭБ) и парвовирусу В19, а также – авидность IgG антител. Для подтверждения использовали иммуноблоттинг (иммуноблот) на аппарате «Иммуноблот 2000» с использованием тестаборов фирмы Euroimmun AG (Германия). Статистическая обработка результатов проведена с использованием программ Microsoft Excel, Statistica 6.
Результаты: в этиологической структуре внутриутробных инфекций доминируют цитомегаловирусная инфекция (45%), инфекция вирусом простого герпеса 1-го типа (23%) и вирусом Эпштейна – Барр (14%). У 35% беременных во 2-м и/или 3-м триместрах обнаруживаются лабораторные признаки реактивации цитомегаловирусной инфекции, в 15% случаев – острой парвовирусной инфекции. Специфические IgM к ЦМВ выявлены у 6,2% детей первых шести месяцев жизни.
Выводы: необходимо осуществлять мониторинг беременных с целью своевременного выявления реактивации цитомегаловирусной и острой парвовирусной инфекций с определением специфических IgM, IgG и авидности IgG. Порядок использования иммуноблоттинга в диагностике внутриутробных инфекций нуждается в дальнейшем изучении.
Организация здравоохранения
Совершенствование оказания медицинской помощи в случаях внутриутробных инфекций (ВУИ) – одна из важнейших задач, решаемых в современном акушерстве и перинатологии. Реальная частота распространения ВУИ не известна. Одной из причин такой ситуации является отсутствие единых подходов к диагностике, учету и регистрации случаев ВУИ. Использование стандартного определения случая позволяет обеспечить общие подходы к выявлению внутриутробных инфекций как в родильных домах, так и в стационарах для детей.
Фармакоэкономика
Диагностика туберкулеза (ТБ) у пациентов с ВИЧ представляет собой сложную проблему и требует существенных затрат системы здравоохранения.
Цель: оценка эффективности затрат на различные варианты диагностики туберкулеза среди ВИЧ-инфицированной популяции.
Материалы и методы: оценка осуществлялась с помощью моделирования с позиции системы здравоохранения. Анализ проводили в когортах с уровнем иммуносупрессии <200, 200–499, >500 клеток/мкл. Временной горизонт исследования – 2 года. Оценивались три алгоритма: «Базовый» – последовательность стандарт- ных этапов диагностики ТБ в РФ, «Дополнение» – «Базовый» алгоритм дополнен Gene Xpert MBT/Rif; «Замена» – только Gene Xpert MBT/Rif.
Результаты: использование алгоритма «Дополнение» в группе пациентов с CD 4+ <200 кл/мкл позволяет дополнительно выявить 8 больных ТБ на 1000 ВИЧ-инфицированных, значительно увеличить число эффективно пролеченных пациентов, в том числе среди пациентов с исходной лекарственной устойчивостью к рифампицину, предотвратить 5 летальных исходов, уменьшить вероятность передачи ТБ контактам и дальнейшее распространение ТБ в популяции. Дополнительные затраты на 1 эффективно пролеченного пациента, выявленного в рамках алгоритма «Дополнение», по сравнению с «Базовым», с учетом популяционного эффекта диагностических пропусков, составят 1130 тыс. руб., дополнительные затраты на 1 предотвращенный летальный исход – 943 тыс. руб. Алгоритм «Замена» может привести к значительным диагностическим потерям, и его использование не имеет ни клинической, ни экономической
целесообразности.
Выводы: добавление Gene Xpert MBT/Rif к алгоритму поиска ТБ экономически оправданно в когорте пациентов с уровнем CD 4+ <200 клеток/мкл.