Кризис COVID-19 как вектор изменений в здравоохранении
https://doi.org/10.22625/2072-6732-2023-15-4-110-116
Аннотация
Цель: оценить возможное влияние пандемии COVID-19 на отношение врачей Республики Беларусь к вакцинации.
Материалы и методы: проведено анкетирование врачей Республики Беларусь различных специальностей при помощи сервиса Google Формы.
Результаты: в опросе участвовало 1815 врачей из 7 регионов Республики Беларусь. Значительная часть респондентов (79,89%, или 1450 чел.) относятся к вакцинации положительно, 16,42% (298 чел.) – нейтрально, часть респондентов (3,69%, или 67 чел.) имеют негативное отношение к вакцинации. Наибольшая доля положительных оценок по отношению к вакцинации выявлена у врачей-инфекционистов, врачей-педиатров и врачей профилактической направленности. Для существенной части респондентов (62,7%, или 1138 чел.) пандемия вызвала интерес к вопросам вакцинации. Отношение к вакцинации большинства опрошенных врачей либо не изменилось (49,2%, или 893 чел.), либо изменилось в лучшую сторону (47,22%, или 857 чел.). Подавляющая часть респондентов прививается от COVID-19 и гриппа. Готовность вакцинироваться от гриппа чаще отмечена у инфекционистов и врачей профилактической направленности.
Заключение: пандемия COVID-19 не только внесла изменения в практическую медицину и науку, но также трансформировала информационное пространство, создала предпосылки к реформам в образовании, показала важность общечеловеческих ценностей. Пандемия COVID-19 повлияла на рост заинтересованности врачей в вопросах вакцинации.
Об авторах
Е. С. КорсакБеларусь
Корсак Екатерина Сергеевна – ассистент кафедры инфекционных болезней
Гомель
Е. В. Воропаев
Беларусь
Воропаев Евгений Викторович – проректор по научной работе, к.м.н., доцент
Гомель
А. А. Ковалев
Беларусь
Ковалев Алексей Алексеевич – инженер-программист отдела науки и научно-методической информации
Гомель
Т. М. Шаршакова
Беларусь
Шаршакова Тамара Михайловна –заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения с курсом ФПКиП, д.м.н., профессор
Гомель
И. О. Стома
Беларусь
Стома Игорь Олегович – ректор, д.м.н., профессор
Гомель
Список литературы
1. Park S., Lim H.J., Park J., Choe Y.H. Impact of COVID-19 Pandemic on Biomedical Publications and Their Citation Frequency. J Korean Med Sci. 2022;37(40):e296. doi: 10.3346/jkms.2022.37.e296
2. Riccaboni M., Verginer L. The impact of the COVID-19 pandemic on scientific research in the life sciences. PLoS One. 2022;17(2):e0263001. doi: 10.1371/journal.pone.0263001
3. Kotta P.A., Elango M., Matcha N., Chow K.Y. Foundation doctors’ perspectives on the impact of the COVID-19 pandemic and lessons for the future. Clin Med (Lond). 2021;21(5):e522–5. doi: 10.7861/clinmed.2021-0244
4. Jazieh A.R., Coutinho A.K., Bensalem A.A., Alsharm A.A., Errihani H., Mula-Hussain L., et al. Impact of the COVID-19 Pandemic on Oncologists: Results of an International Study. JCO Glob Oncol. 2021;7:GO.20.00542. doi: 10.1200/GO.20.00542
5. Al-Amer R., Maneze D., Everett B., Montayre J., Villarosa A.R., Dwekat E., et al. COVID-19 vaccination intention in the first year of the pandemic: Asystematic review. J Clin Nurs. 2022;31(1–2):62–86. doi: 10.1111/jocn.15951
6. Venegas-Vera A.V., Colbert G.B., Lerma E.V. Positive and negative impact of social media in the COVID-19 era. RCM. 2020;21(4):561–4. doi: 10.31083/j.rcm.2020.04.195
7. Jhajj S., Kaur P., Jhajj P., Ramadan A., Jain P., Upadhyay S., et al. Impact of Covid-19 on Medical Students around the Globe. J Community Hosp Intern Med Perspect. 2022;12(4):1–6. doi: 10.55729/2000-9666.1082
8. Agyei-Nkansah A., Adjei P., Torpey K. COVID-19 and medical education: an opportunity to build back better. Ghana Med J. 2020;54(4 Suppl):113–6. doi: 10.4314/gmj.v54i4s.18
9. Gordon L., Scanlan G.M., Tooman T.R., Walker K.A., Cairns P., Ferguson J., et al. Heard, valued, supported? Doctors’ wellbeing during transitions triggered by COVID-19. Med Educ. 2022;56(5):516–26. doi: 10.1111/medu.14698
10. Steiner-Hofbauer V., Grundnig J.S., Drexler V., Holzinger A. Now, I think doctors can be heroes … Medical student’s attitudes towards the COVID-19 pandemic’s impact on key aspects of medical education and how the image of the medical profession has changed due to the COVID-19 pandemic. Wien Med Wochenschr. 2022;172(3–4):90–9. doi: 10.1007/s10354-021-00891-1
11. Eleftheriou A., Rokou A., Argyriou C., Papanas N., Georgiadis G.S. Web-based Medical Education During COVID-19 Lockdown: A Step Back or a Leap to the Future? Int J Low Extrem Wounds. 2022;21(3):272–4. doi: 10.1177/15347346211011848
12. Hu L., Wu H., Zhou W., Shen J., Qiu W., Zhang R., et al. Positive impact of COVID-19 on career choice in pediatric medical students: a longitudinal study. Transl Pediatr. 2020;9(3):243–52. doi: 10.21037/tp-20-100
13. Ubale M.R., Bagle T.R., Gaikwad S., Baviskar P.A., Nanoty V.A. Attitude and perception of COVID-19 vaccines in healthcare workers. J Family Med Prim Care. 2022;11(6):2448–55. doi: 10.4103/jfmpc.jfmpc_1377_21
14. Yilma D., Mohammed R., Abdela S.G., Enbiale W., Seifu F., Pareyn M., et al. COVID-19 vaccine acceptability among healthcare workers in Ethiopia: Do we practice what we preach? Trop Med Int Health. 2022;27(4):418–25. doi: 10.1111/tmi.13742
15. Wang J., Lu X., Lai X., Lyu Y., Zhang H., Fenghuang Y., et al. The Changing Acceptance of COVID-19 Vaccination in Different Epidemic Phases in China: A Longitudinal Study. Vaccines (Basel). 2021;9(3):191. doi: 10.3390/vaccines9030191
Рецензия
Для цитирования:
Корсак Е.С., Воропаев Е.В., Ковалев А.А., Шаршакова Т.М., Стома И.О. Кризис COVID-19 как вектор изменений в здравоохранении. Журнал инфектологии. 2023;15(4):110-116. https://doi.org/10.22625/2072-6732-2023-15-4-110-116
For citation:
Korsak K.S., Voropaev E.V., Kovalev A.A., Sharshakova T.M., Stoma I.O. The COVID-19 crisis as a vector for changes in healthcare. Journal Infectology. 2023;15(4):110-116. (In Russ.) https://doi.org/10.22625/2072-6732-2023-15-4-110-116